суббота, 28 июня 2014 г.

Методические рекомендации для педагогов

Перспективное планирование проведения игровой деятельности
с детьми 2- 3 лет, имеющих нарушения иммунной системы
(бронхо-легочную, желудочно-кишечную аллергопатологию)
на прогулке в режиме пребывания в условиях ДОУ.
Составитель: Тырина О.А. воспитатель МАДОУ МО г.Краснодар «Детский сад №216 «Кораблик детства» филиал «Алые паруса».
     Используемые на прогулке подвижные игры подобраны с учетом особенностей и возможностей детей данного возраста, имеющих аллергические заболевания; игры, обеспечивают общеразвивающее и укрепляющее воздействие на организм в целом и касаются мышц  верхних конечностей и брюшного пресса.
            Кроме того подвижные игры на прогулке хорошо сочетаются по содержанию с
 другими организационными формами; следует отметить, что планирование и проведение
 игровой деятельности ведётся с учетом предшествующей нагрузки.
Месяц
Название игры
Цель
Содержание игры
Сентябрь, октябрь – адаптационный период.

Н
О
Я
Б
Р
Ь
Пойдем вместе
Приучать ходить группой за воспитателем в разных направлениях; звукоподражание
("Иа-а-а", "Ме-е-е").
Детям показывают картинки с изображением козлика и ослика; беседуют о них, побуждают покричать как козлик и ослик. Картинки кладут в разных местах. Дети окружают педагога, который их обнимает, и все вместе идут сначала к козлику, потом к ослику в гости.
Поезд
Учить ходить и бегать группами, сначала держась друг за друга, затем, не держась; звукоподражание гудку.
Детям показывают картинки с изображением козлика и ослика; беседуют о них, побуждают покричать как козлик и ослик. Картинки кладут в разных местах. Дети окружают педагога, который их обнимает, и все вместе идут сначала к козлику, потом к ослику в гости.
За рулем
Ходить, держа в руках предмет, укрепление мышц верхнего пояса, звукоподражание гудку автомобиля.
Детям дают игрушечные рули. Малыши свободно ходят по комнате, крутят рули, гудят, как машины ("би-би") и т.п. В конце игры детям позволяют поиграть с грузовичками.
Брось мяч
Бросать мяч, держа его обеими руками из-за головы вперед, укрепление мышц верхнего пояса.
Воспитатель дает ребенку мяч и такой же берет себе, предлагает вместе бросить мяч "далеко-далеко".
Воробушки
Формировать умение подпрыгивать, развитие вестибулярного аппарата, автоматизация звука "ч" в звукоподражании
Ребенок - "воробушек" сидит на стульчике "в гнездышке" и спит. Взрослый говорит: "В гнезде воробушки живут и дружно утром все поют. " Ребенок открывает глаза, громко поет: "Чирик-чик-чик!.." Во время пения ребенок встает со стульчика, прыгает на месте на обеих ногах и с места вперед и назад.
Поиграй на трубе
Развитие речевого дыхания и звукового аппарата.
Предложить ребенку "поиграть на трубе":  руки согнуть перед собой, как бы держа трубу, и приговаривать " Ту! Ту! Ту!" Повторять в течение 10-15 сек.
Часики
Воспитание навыка правильного дыхания
Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить: " Тик-так!.." Повторить в среднем темпе 4-5 раз.
Д
Е
К
А
Б
Р
Ь
Собери грибочки
Упражнять в ходьбе врассыпную с выполнением задания; укрепление мышц туловища.
По площадке разбрасываются мелкие предметы. Воспитатель предлагает детям собрать их в корзину. Усложняя игру, предложить ребенку вначале "ехать, как на поезде", пружинисто приседая на месте и продвигаясь вперед.
Как летает птичка
Имитировать движения птиц, бегать и ходить врассыпную, звукоподражание чириканию
Посмотрите, кто прилетел к нам? - говорит воспитатель, обращая внимание малышей на детей постарше, изображающих птичек. Побуждает маленьких, подражая старшим, поиграть в "птичку".
Пауки
Приучать лазать по гимнастической стенке, залезать на нее и спускаться любым удобным способом: укреплять мышцы туловища.
Детям предлагают поиграть в игру " Паучки "Малыши, как паучки, будут лазать "по паутине" (гимнастической стенке). Внимание обращают на то, что залезать надо не спеша, крепко держась руками за перекладину, подниматься осторожно, твердо опираться на ступню, пытаться перехватить перекладину руками и переставлять ноги попеременно. Спустившись, малыши играют с резиновыми паучками.
Брось и догони
Бросать мяч двумя руками снизу вперед
5-6 детей встают на исходную линию на расстоянии шага друг от друга. В руках у каждого по мячу. Дети бросают мячи по сигналу 2 руками снизу, догоняют их, берут и встают за вторую черту (на расстоянии 5-6 шагов от исходной). Снова бросают мяч, догоняют, возвращаются к исходной линии и передают мячи следующим детям.
Кошечка крадется
Укрепление мышц туловища и конечностей, звукоподражание мяуканью кошки
Ребенок ползает на четвереньках. Потом он останавливается и поворачивает голову ("кошечка крадется"), затем наклоняет голову к полу ("кошечка пьет"). Воспитатель побуждает детей мяукать протяжным голосом.
Лови комара
Воспитание правильного навыка дыхания, содействовать развитию мышц туловища и рук.
Воспитатель делает вид как - будто ловит комара, делая хлопки в ладоши перед собой на уровни груди, лица, над головой, произнося "ж-ж-ж", побуждая детей делать тоже. Повторить 4-5 раз.
Паровоз
Развивать мышцы туловища, рук и ног, воспитатель навыки правильного дыхания.
Ходить по комнате, делая попеременные движения согнутыми руками и приговаривать: "Чу-у-ух !.." повторить в течение 20-30 сек.
Я
Н
В
А
Р
Ь


Я
Н
В
А
Р
Ь
Маленький самолетик
Развитие мышц плечевого пояса, координация движений: звукоподражание гудению самолета.
Дети изображают летчиков на самолетах. Они стоят в разных местах площадки. По сигналу воспитателя: "К полету готовься!" - дети кружат перед собой согнутыми в локтях руками (заводят мотор). По сигналу: "Летите!" - они поднимают руки в стороны и бегают врассыпную по площадке. По команде: "На посадку!" - самолеты останавливаются и приземляются, (дети опускаются на одно колено).
Змейка
Учить ритмично двигаться цепочкой, обходить препятствия; звукоподражание змее (ш-ш-ш); делать акцент на усиленном выдохе.
Воспитатель показывает извивающуюся змейку, предлагает всем вместе изобразить ее. Дети кладут руки друг другу на плечи и медленно "змейкой" двигаются вперед за педагогом, который следит, чтобы они не шаркали ногами. Змейка шипит: "Ш-ш-ш". Потом перед детьми ставят преграды, которые змейка должна обогнуть не опрокинув.
Бычок
Упражнять в равновесии, ходьба на четвереньках по доске; укрепление мышц туловища и конечностей; звукоподражание мычанию бычка с усилением выдоха.
Обыгрывая текст стихотворения "Идет бычок качается…", дети ходят на четвереньках, поворачивая голову вправо, влево и протяжно мычат.
Попади в корзину
Бросание мяча одной рукой вперед - вниз в горизонтальную цель, развитие мышц плечевого пояса.
Очерчивается мелом круг. В центре ставят корзину. Дети встают по кругу с мячом в одной руке. По сигналу воспитателя все бросают мячи в корзину. Потом дети достают мячи из корзины, возвращаются на свои места и снова бросают, только другой рукой.
Все выше и выше
Развитие мышц туловища и конечностей.
Ребенок поднимается по лесенке - стремянке. На верхней ступеньке висит яркая игрушка. Взяв игрушку, ребенок должен медленно спуститься вниз. Взрослый страхует ребенка, при необходимости помогает ему.
Помаши крыльями как петух
Имитировать взмахи "крыльев" петуха, укреплять мышцы плечевого пояса, воспитывать навыки правильного дыхания.
Взрослый предлагает ребенку поднять руки в стороны, а затем, хлопая ими по бедрам, делать вдох и произносить: "Ку-ка - ре - ку". Повторить 5-6 раз.
Погреемся
Укреплять мышцы верхнего пояса, звукоподражание "ух"; с усилением выдоха.
"Как стало холодно. Вы не замерзли?" - спрашивает воспитатель и предлагает им погреться. Дети обхватывают правой рукой левое плечо, затем левой рукой правое плечо, разводят руки в стороны, снова обхватывают. Обхватывая плечи, говорят: "У-у - ух!" Повторить в среднем темпе 4-6 раз.
Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь



Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь
Птички летают







Учить спрыгивать с невысоких предметов (высотой 5-10 см); имитация действий птиц; звукоподражание "чирик - чик-чик", "клю-клю".
Дети становятся на небольшое возвышение. Воспитатель говорит: "На улице солнышко светит, все птички вылетают из гнездышек, ищут зернышки крошки". Дети прыгают с возвышений, летают (бегают), приседают, клюют зернышки. Со словами воспитателя: "Дождик пошел! Все птички спрятались в гнездышках!" - дети бегут на свои места.
Неваляшка
Подражание раскачиванию неваляшки, укрепление мышц верхнего пояса.
Ребенок раскачивается из стороны в сторону, как неваляшка. Ноги надо поставить по шире, руки на поясе или в стороны. Переступая с ноги на ногу, наклонятся то вправо, то влево. Это же упражнение выполняется из положения, сидя на стуле, на полу.

Ноги маленькие, ноги большие
Тренировка мышц брюшного пресса.
Ребенок из положения, лежа на спине, поднимает ноги, согнутые в коленях, и прижимает их к груди с помощью взрослого и под его счет. Потом игра изменяется: ребенок в этом же положение пытается достать то одной, то другой ногой, то обеими вместе яркую палочку, которую держит над ними взрослый на высоте 30-35 см от пола.

Достань до мяча
Учить отталкиваться при прыжках вверх, стараться достать предмет двумя руками.
Воспитатель держит в руке небольшой мяч в сеточке, предлагает каждому из детей подпрыгнуть и дотронуться до мяча двумя руками.
Добрые жуки
Приучать ползать на четвереньках по доске, переползать через бревно, лежащее на полу.
Малышам показывают, где стоит домик жука - большой куб. Воспитатель забрасывают на «крышу домика» платок - это "огонь", звонит в колокольчик ("Пожар! Пожар!"). Дети по сигналу на четвереньках ползут по доске (ширина 50см, длина 1,5 – 2м), перелезают через бревно, добираются до домика, берут ведерки и стоя "тушат пожар". Потом платок снимают, звонят в колокольчик - пожар потушен.
Пузырь
Воспитание правильного навыка дыхания, делать усиленный выдох, с произношением звука "тс-с-с".
Дети становятся тесным кругом и надувают "пузырь", наклонив голову вниз, дуют в кулачки, составленные "трубочкой" (один на один). При каждом раздувании все делают шаг назад, выпрямляются, набирают воздух, затем снова наклоняются и произносят "ф-ф-ф". Повторить 3-4 раза. Затем дети берутся за руки, двигаются назад, расширяя круг и говоря: "Раздувайся пузырь, раздувайся большой, оставайся такой да не лопайся!" Образуется большой круг, ведущий дотрагивается до соединения рук, и говорит: "Воздух, выходи!" Все к центру, произнося "тс-с-с". Игра возобновляется.

Вертушка
Укрепление мышц верхнего пояса, воспитание правильного дыхания, звукоподражание.
Дети стоят по кругу с опущенными руками. Воспитатель показывает вертушку и предлагает детям поиграть вместе с вертушкой, поворачиваясь направо и налево свободно размахивая руками, и приговаривать: "шу-у-ух". Повторить в среднем темпе 5-6 раз.
М
А
Р
Т

Птички клюют зернышки
Упражнять в беге врассыпную, укреплять мышцы верхнего пояса, подражать действию птиц, звукоподражание птицам.
-Летают птички по солнышку и корм ищут, -рассказывает воспитатель.- Увидят зернышки, присядут и поклюют. Малыши бегают по всей площадке, размахивают "крыльями". Затем приседают и собирают мелкие предметы "зернышки", переходят и перебегают с одного места на другой, изображая птичек.
Карусель
Ходьба и бег с ускорением и замедлением по кругу, держась за ленточки "карусели"
Дети образуют круг, берутся за руки и двигаются по кругу под слова:
""Еле-еле-еле-еле
завертелись карусели.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом…
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите!
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра".
Сначала дети идут по кругу, затем бегут, с окончанием слов останавливаются.
Достань орешек
Приучать подпрыгивать на двух ногах и доставать подвешенные предметы, укреплять мышцы верхнего пояса и нижних конечностей.
На вешалку на нитках подвешивают орешки. Малыши, изображают бельчат, идут их собирать. Детей учат, оттолкнувшись одновременно обеими ногами, подпрыгнуть и схватить орешек. Потом дети рассаживаются на стульчиках, и воспитатель колет орешки, раздает их детям.
Обезьянки
Лазать по лесенке-стремянке в удобном положении, укрепление мышц верхних и нижних конечностей.
Детям говорят, что они как обезьянки будут залезать на перекладинки. Залезая, нужно постараться чередовать движение рук и ног.
Мяч в домике
Прокатывать мячи под стулом за шнур, лежащий на полу на расстоянии 0,5 м, толкать из положении сидя, лежа на животе.
Детские стулья ставят в ряд на расстоянии 20 см друг от друга. Напротив каждого стула стоит ребенок. По сигналу все дети присаживаются на корточки и толкают мячи двумя руками. Если у всех детей мячи закатились в цель, то шнур отодвигают дальше.
Чья птичка дальше улетит
Выработка длительного, направленного, плавного ротового выдоха.
Двух птичек из тонкой бумаги ставят на край стола. Двое детей садятся напротив птичек. По сигналу "птички полетели!", дети начинают дуть на фигурки. Следить, чтобы дети не надували щеки, не дули несколько раз подряд, передвигали фигурки на одном выдохе.
Как гуси шипят
Воспитание правильного навыка дыхания, делать усиленный выдох с произношением звука "ши-ы"
Предложить детям поиграть в гусей. Наклониться вперед, отвести руки назад, смотреть перед собой, и вытягивая шею, произнести сначала "ш-ш-ш" 3-4 раза, затем "ши-ы-ы" с усиленным выдохам 3-4 раза в среднем темпе.

А
П
Р
Е
Л
Ь
По дорожке в домик
Ползти на четвереньках по спиралевидной дорожке, прокатывая рукой мяч; укрепление мышц туловища, верхних и нижних конечностей.
На плоскостном круге d=1 м рисуют спираль с маленьким кругом в центре. Ребенок пытается медленно прокатить мяч по спирали в центр так, чтобы он не сошел с линии. Затем тоже действие повторяет другой ребёнок.
Дикие гуси
Приучать бежать (лететь) в указанном направлении, усваивать простые правила игры; укреплять мышцы верхнего пояса.
В одном конце площадки мелом чертят круг - "гусиный дом", в другом конце другой - "теплые края". Малыши - дикие гусята. Со словами: "осень они летят в "теплые края": бегут через всю площадку, махая поднятыми в стороны руками, произнося "га-га-га". И отдыхают во втором круге. Со словами "весна"- гуси летят домой, подбегают к другому кругу и приседают на корточки в середине "гусином доме".
Достань угощение для обезьянки
Лазанье по гимнастической лестнице произвольным способом, укрепление мышц туловища, верхних и нижних конечностей.
Дети предлагают угостить обезьянку бананами, но они висят на самой верхушке пальмы. Ребенок, не спеша, залезает до верхней перекладины, где висит банан для обезьянки: необходимо чередовать движения рук и ног.
Оттолкни мяч
Отталкивать и стараться поймать мяч, подвешенный на уровне груди ребенка, укрепление мышц верхнего пояса и туловища.
Мячи в сетках подвешиваются на уровне груди ребенка. Ребенок отталкивает мяч, а затем старается поймать его и оттолкнуть снова. Можно подвесить воздушные шары для отталкивания от груди и сверху. Поднимая шар выше, побуждать малыша подниматься на носки, тянуться вверх до предмета.
Брось зайке морковку
Метание мешочка с песком правой и левой рукой в горизонтальную цель с расстояния 1м.
Воспитатель говорит, что зайчик проголодался, а мама- зайчиха ушла и вернется не скоро. Сидит он за забором (обруч), а морковка и капуста далеко растут. «Помогите зайке»,-  предлагает воспитатель. Ребенок берет набивной мешочек, и бросает в обруч, где сидит зайка.
Заблудился
Воспитание правильного навыка дыхания, делать усиленный выдох.
Дети стоят в кругу, руки складывают рупором. Выдыхают и на усиленном выдохе громко произносят: "А-у-у…". Повторить 4-6 раз.
Гуси летят
Воспитание правильного навыка дыхания, делать усиленный выдох, укрепление мышц верхнего пояса.
Медленно ходить по комнате. Делая вдох, поднять руки в стороны, с выдохом опустить их вниз и произнести "га-а-а". Повторить 4-6 раз.
В мае повторяются и закрепляются разученные игры и упражнения.
Список используемой литературы:
1.      Дайлидене И.П. "Поиграем, малыш!" Москва "Просвещение", 1992 г.
2.      Шишкина В.А. "Движение+движение". Москва "Просвещение" 1992 г.
3.      Конторович М.М. "Подвижные игры в детском саду". "Учпедгиз", 1975 г.


2 комментария:

Любовь Гурова комментирует...

Интересная подборка практического материала, который можно использовать не только с детьми с аллергическими патологиями, но и с детьми посещающими обычные группы. Спасибо за материал.

Александра комментирует...

Я, мама Фомченко Алёны рада встретить материал Ольги Александровны на интернет-страницах, так как восхищаюсь ею как педагогом-профессионалом и уверена, что данный материал будет интересен не только воспитателем, но и нам, родителям. Спасибо.