вторник, 10 сентября 2013 г.

Консультация для родителей


«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА ДОМА»
 Воспитатель МБДОУ МО г.Краснодар 
"Детский сад №126" 
Бортникова Татьяна Александровна
         Любая математическая задача на смекалку несёт в себе определённую умственную нагрузку, развивает у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому, творческому поиску.
         Приобщение детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи к занимательному математическому материалу поможет решить ряд педагогических задач.
         Известно, что игра как один из наиболее естественных видов деятельности детей способствует самовыражению, развитию интеллекта, самостоятельности. Эта развивающая функция в полной мере свойственна и занимательным математическим играм.
         Желание достичь цели — составить фигуру, модель, дать ответ; получить результат — стимулирует активность, проявление нравственно-волевых усилий (преодоление трудностей, возникающих в ходе решения, доведение начатого дела до конца, поиск ответа до получения результата).
         Для успешного обучения математике посредством игровых упражнений необходимо применять как предметы, окружающие ребенка, так и модели изучаемого материала. Математические развлечения: задачи-шутки, загадки, головоломки, лабиринты, игры на пространственное преобразование, они вызывают не только интерес своим содержанием, занимательной формой, но и побуждают детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ.
         Предложите ребёнку поиграть с вами в игру «Какое число пропущено?». Разложите на столе карточки с числами от 0 до 10. Ребёнок закрывает глаза, а вы в этот момент убираете одну из карточек, так, чтобы получился непрерывный ряд, если ребёнок дал правильный ответ, потом поменяйтесь с ним ролями.                                                                                 Занимательные игры способствуют становлению и развитию таких качеств личности, как целенаправленность, настойчивость.                                           В дидактических играх детей привлекает необычность постановки задачи (догадайся, найди и т.д.) и способ ее подачи (помоги Незнайке определить, кто его соседи и т.д.). Любая дидактическая игра решает определенную задачу, направленную на совершенствование математических (количественных, временных, пространственных) представлений детей.         Поупражняйте дома ребёнка в счёте в игре «Кто больше?». Положите  две кучки пуговиц. По команде, игроки в течение минуты откладывают из кучки по одной пуговице; потом считают, кто больше отложил. Можно усложнить игру: откладывать пуговицы с закрытыми глазами и т.д.
         Выполнение практических действий с использованием занимательного материала вырабатывает у детей умение воспринимать познавательные задачи, находить для них новые способы решения.
         Для  игры «Сколько в другой руке?» приготовьте мелкие предметы (бусинки). Правила игры: взрослый говорит: «У меня 6 бусинок, в правой руке  3 бусинки (показывает). Сколько в левой?». Если ребёнок угадал, поменяйтесь ролями( когда вы отгадываете, допускайте намеренно ошибки).
         Во время приготовления обеда спросите у ребёнка, где больше воды: в чашке, в кастрюле, в чайнике, в тарелке? Убедиться в правильности ответа он может на практике. Обязательно уточните, чем вы мерили, и сколько условных мерок оказалось в каждой из посудин.
         Дети начинают осознавать, что в каждой из занимательных задач заключена какая-либо хитрость. Найти её без сосредоточенности и обдумывания невозможно. Загадывайте детям задачи в стихотворной форме:

       На полянке у реки
       Жили майские жуки.
       Дочка, сын, отец и мать.
       Кто успел их сосчитать?

На полянке у дубка
Крот увидел два грибка.
А подальше у осин
Он нашел ещё один.
Ну-ка, кто сказать готов,
Сколько крот нашел грибов?

       Три ромашки – желтоглазки,
       Два весёлых василька
       Подарили маме дети.
       Сколько же цветов в букете?
         Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Занимательные задачи, игры, головоломки способствуют становлению и развитию таких качеств личности, как целенаправленность, настойчивость, самостоятельность. Выполнение практических действий с использованием занимательного материала вырабатывает у детей умение воспринимать познавательные задачи, находить для них новые решения.                                                                                  Занимательные игры, которые родители  могут изготовить вместе с детьми своими руками. Это такая игра, например: «Танграм».
         « Танграм» - одна из несложных игр. Можно сделать самим. Квадрат размером 8 на 8 см из картона, одинаково окрашенного с обеих сторон, разрезают на 7 частей. В результате получается 2 больших, 1 средний и 2маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. Используя все 7 частей, плотно присоединяя их одну к другой, можно составить много различных изображений по образцам или по собственному замыслу.
         Более сложной и интересной для детей деятельностью является воссоздание фигур по образцам контурного характера. Воссоздание фигур по контурным образцам требует зрительного членения формы той или иной плоскостной фигуры на составные части, т.е. на те геометрические фигуры, из которых она составлена.
игра «Колумбово яйцо» и «Монгольская игра».  
Эти игры аналогичны предыдущей, также их можно самостоятельно изготовить  дома и играть в них вместе с детьми. 
         Играйте вместе с детьми. Развивайте у детей творческие способности, самостоятельность. познавательный интерес, способность к исследовательскому, творческому поиску. На успешность влияет не только содержание предлагаемого материала, но также и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. В том числе рациональное сохранение лучших традиций дошкольной дидактики, применяя инновационные подходы, согласовывая свое влияние на ребенка, взрослые организуют математическое образование в детском саду и семье.

Комментариев нет: