Сюжетно — ролевая
игра в жизни ребенка
Сологубова Наталья Вячеславовна
Воспитатель МБДОУ МО г.Краснодар
"Детский сад №126"
Дошкольное детство — от 2 до 6-7 лет - совершенно
особенный период развития ребёнка. Именно в этом возрасте возникает внутренняя
психическая жизнь и внутренняя регуляция поведении. Эта внутренняя жизнь
проявляет себя в способности действовать в плане общих представлений, в
воображении ребёнка, в произвольном поведении, в содержательном общении со
взрослыми и сверстниками.
Все эти важнейшие качества и
способности зарождаются и развиваются не в разговорах со взрослым и не на
занятиях со специалистами, а в сюжетно-ролевой игре. Это такая игра, в которой
дети берут на себя роли взрослых людей, и в специально создаваемых ими игровых,
воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и
отношения между ними. В
такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и
особенности личности ребёнка. Игровая деятельность влияет на формирование
произвольности поведения и всех психических процессов - от элементарных до
самых сложных. Выполняя игровую роль, ребёнок подчиняет этой задаче все свои
сиюминутные, импульсивные действия. В условиях игры дети лучше
сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого.
Сознательная цель - сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное
движение - раньше и легче всего выделяется ребёнком в игре. Игра
оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с
предметами-заместителями, ребёнок начинает оперировать в мыслимом, условном
пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно
игровые действия сокращаются, и ребёнок начинает действовать во внутреннем,
умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребёнок переходит
к мышлению в плане образов и представлений. Кроме того, в игре, выполняя
различные роли, ребёнок становится на разные точки зрения, и начинает видеть
предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной
способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку
зрения. Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые
действия происходят в воображаемой ситуации; реальные предметы используются в
качестве других, воображаемых; ребёнок берёт на себя роли воображаемых персонажей.
Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует тому, что дети
приобретают способность к творческому воображению. Общение
дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом также в процессе
совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия
другого ребёнка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать
совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения
детей в этот период. Огромное значение игры для развития всех
психики и личности ребёнка даёт основание считать, что именно эта деятельность
является в дошкольном возрасте ведущей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий