Развитие мелкой моторики у детей 5-7лет.
Истоки способностей и
дарований детей - на кончиках их пальцев.
В А Сухомлинский
Родителей и педагогов всегда волновал
вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? Как подготовить
его к школе? Мы остановимся на одном из аспектов этой проблемы - развитии мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени
сформированности тонких движений пальцев рук. На основе обследования детей была
выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук
соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если
развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя
общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Речь совершенствуется под влиянием
кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев. Обычно ребенок, имеющий
высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него
достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Как часто приходится слышать от учителей:
«Интеллект первоклассников развит хорошо. Понимают причинно-следственные связи
простых явлений, разбираются в азах грамоты и математики, немало знают об
окружающем их мире. Вот только рука не развита. Пишут медленно, неуверенно».
Родители первоклассников тоже порой приходят в отчаяние: «Чем больше строк
пишет сын, тем хуже становится каллиграфия. Строчки не видит, интервалов между
буквами не соблюдает, а бесформенные каракули, которые он выводит, даже буквами
не назовешь».
Развитый мозг и неразвитая рука – вполне
закономерное, при современном образе жизни, явление. Но это не должно ввергать
педагогов и родителей в панику: слабую руку дошкольника можно и необходимо
развивать.
Задания - игры и упражнения,
способствующие развитию мелкой моторики, - выполняются в
медленном темпе, сначала одной, затем другой рукой, а в конце - двумя руками
вместе. Взрослые следят за правильной постановкой кисти руки ребенка и
четкостью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть
спокойными, доброжелательными, точными. Каждое задание имеет название,
выполняется два-три раза в день.
Во время занятий нужно учитывать
индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и
возможности. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные
эмоции. Не надо вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка карандаш и
мучить его работой над прописями. Первые неудачи вызовут разочарование и даже
раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной,
- это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям.
Умелыми пальцы становятся не сразу. Игры и
упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически
- в детском саду, дома, во дворе, во время выездов на природу - с самого
раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку,
самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей
конструктора, лепить из глины и пластилина, мастерить подарки своим близким,
принося им и себе радость.
Итак, если будут
развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут
проблемы обучения не только в первом классе, но и в дальнейшем.
Хотелось бы повторить основное правило для
воспитателей, родителей и других специалистов, работающих с детьми, - работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно,
только тогда будет достигнут наибольший эффект.
Плутаева Е., Лосев П. Развитие мелкой моторики у детей 5–7 лет //
Дошкольное воспитание, 2005. № 3. С. 28–35; № 5. С. 43–53; № 6. С. 36–45.
Комментариев нет:
Отправить комментарий