Материал подготовил инструктор по физической культуре
"Детский сад №108"
Свириденко Вера Сергеевна
Основы культуры дыхательных упражнений
заимствованы из системы йогов. Дыхание —
единственная вегетативная функция, на которую человек
с легкостью воздействует произвольно, влияя тем самым на различные физиологические системы.
Это объясняется еще и тем, что в
полости носа расположено большое количество рефлексогенных зон, которые
раздражаются струей вдыхаемого воздуха при
правильной аэродинамике носового дыхания, поддерживая в тонусе многие органы и системы организма.
Виды
дыхания.
Существует два вида дыхания: брюшное и
грудное. У младенца грудной тип дыхания, нормальный.
Например, у мальчика с того момента, когда он начинает
стоять (между 12—13 месяцами), появляется брюшной тип
дыхания. Почему происходит это изменение? Потому что его
мышцы, особенно мышцы торса и брюшной полости, еще очень
слабые. В момент вдоха диафрагма опускается, оттесняя органы
брюшной полости (желудок, кишечник) вперед. Ребенок
надувает живот. А его грудь практически не видоизменяется.
Надо приучить ребенка к полному дыханию,
чтобы он расширял грудную клетку и развивал мышцы живота. Покажите, как втягивать и сжимать живот во время дыхания. Положите ребенка на спину, прижмите руками его живот: «Ты чувствуешь, какой круглый твой живот? Постарайся сделать его
плоским, впалым».
Заставляйте ребенка в первую очередь
делать дыхательные упражнения, которые развивают
емкость грудной клетки. О них говорилось выше. Вот еще
одно: «Поезд делает « ча, ча, ча», выбрасывая пар ». Такое
упражнение заставляет сокращаться все мышцы живота.
Внимание! Ни в коем случае не утомляйте
ребенка. Эти игры не должны быть долгими.
После 6 лет грудь ребенка все еще слабая.
Чтобы она не стала узкой, ей необходимы дыхательные
упражнения.
Научите ребенка правильному дыханию.
Обучение правильному дыханию — одна из
основных форм физического воспитания детей с
ослабленным здоровьем. Нарушение функции дыхания препятствует
нормальному насыщению крови кислородом, приводит к
нарушению обмена веществ, затрудняет выполнение
физических нагрузок. Правильное дыхание необходимо для здоровья ребенка так
же, как и правильное питание. Поэтому выполнять
дыхательные упражнения надо с младенчества. Они вводятся в комплекс упражнений уже для 1,5—2-месячных детей. Когда малыш подрастет, мать может заниматься развитием дыхательного
аппарата при
различных играх с ребенком, например, дать одуванчик и предложить подуть на него сначала ртом, а потом носом.
Обычно дети с удовольствием включаются в игру. К
таким упражнениям-играм можно отнести пускание мыльных
пузырей, задувание свечи, нюханье цветка и др.
Во время прогулок за городом и в парке надо привлекать внимание ребенка к чудесному
запаху чистого воздуха, заставлять медленно
вдыхать носом, чтобы как следует почувствовать его, а потом
медленно и глубоко выдыхать. Чтобы малышу было интересно, попросите его проанализировать
ощущения, получаемые от вдыхаемого воздуха (кстати, так он быстрее научится
различать запахи).
Надо приучить ребенка к дыханию через нос. Это самое целесообразное и естественное дыхание. Дыхание должно быть полным,
чтобы расширялась грудная клетка и
развивались мышцы живота. Покажите,
как втягивать живот и сокращать его мышцы во время дыхания. Для этого положите ребенка на спину и прижмите руками его живот, а потом попросите его
втянуть живот, чтобы он стал плоским или впалым.
Помните, что дети запоминают дыхательные
упражнения и овладевают навыками произвольного
управления дыханием гораздо быстрее взрослых, но если занятия
нерегулярны, то они так же быстро утрачивают полученные навыки.
Как научить ребенка правильному дыханию.
Сначала научите его сморкаться. Многие
матери вообще не обращают на это внимания. Сморкаться — не
значит дуть носом в платок. Нужно прочищать одну ноздрю за
другой. Закройте ребенку левую ноздрю — пусть дышит правой, и
наоборот. Когда сжимаешь обе ноздри сразу, слизистые выделения подаются назад, и могут попасть в евстахиеву трубу, что вызывает воспаление среднего уха.
Игра с розой и одуванчиком поможет
понять, что такое дыхание, даже самому
маленькому ребенку.
Дайте ему понюхать цветок розы. Ребенок
должен закрыть рот и развернуть ноздри во время дыхания.
Многие дети сопят, вместо того чтобы нюхать: они «приклеивают»
свои ноздри, а это как раз обратное том, что надо делать!
Затем дайте ребенку подуть на одуванчик.
Сначала покажите, что, когда он дует ртом, улетают мелкие
зернышки. Потом покажите, что он может добиться того же результата, если будет дуть носом.
Вы
можете предложить малышу задуть свечу, заставить двигать бумажные крылья маленькой мельницы. Или «создать ураган»: разбросать как можно дальше какую-нибудь конструкцию
из спичек и кусочков бумаги.
Эти упражнения выполняются ртом, потом
носом, затем одной ноздрей (ребенок закрывает другую,
нажимая на нее большим пальцем).
Всех детей очень веселят мыльные пузыри, в то же время
пускать
их — прекрасное упражнение.
Когда вы гуляете с ребенком за городом, в
парке, по берегу моря, покажите, как можно почувствовать
чудесный запах чистого воздуха, медленно вдыхая носом.
Затем заставьте полностью удалить использованный воздух,
находящийся в глубине легких. Для этого пусть выдыхает
(все время носом) медленно-медленно и до конца.
Чтобы заинтересовать ребенка, дайте ему
возможность проанализировать состав воздуха. «Что ты чувствуешь? Мокрые листья, цветы, траву, водоросли,
ель?». Одновременно, таким
образом, развивается восприимчивость.
Делайте упражнения всякий раз, когда
гуляете. Они и вам принесут пользу (вы уверены, что знаете, как
дышать?). А у вашего ребенка вырабатывается хорошая привычка на
всю жизнь.
Совершенно очевидно, что, выполняя все эти
упражнения, вы позаботитесь, чтобы:
ребенок хорошо прочистил нос — одну ноздрю
за другой
(если у него нос забит, все упражнения не принесут ни
какой пользы);
(если у него нос забит, все упражнения не принесут ни
какой пользы);
одежда не стесняла движений грудной клетки;
упражнения выполнялись на улице или, в
крайнем, случае
в хорошо проветренной комнате.
в хорошо проветренной комнате.
Дыхательная гимнастика для детей с
лор-заболеваниями
Iэтап.
Выработка брюшного дыхания. Лучше в лежачем состоянии. Одна рука лежит
на животе, другая — на грудной клетке. Вдох: животом пытаемся вытолкнуть
руку. Выдох: втягиваем живот, налавливаем рукой на живот.
IIэтап. После
того как хорошо научились дышать животом. Вдох: на счет «раз,
два». Взрослый медленно произносит: «Мы... надуваем... шар...». Выдох: на
счет «раз, два, три, четыре»; постепенно выдох удлиняется до «раз, два,
три, четыре, пять, шесть, семь, восемь». При этом взрослый медленно
произносит: «Мы …надуваем воздушные … шары: … красный, …синий, …зелёный,… и т.
д.».
IIIэтап. Вдох идет на счет «раз». Выдох: на счет от шести до восьми.
IVэтап. Вдох—выдох.
На выдохе зажимается одна ноздря, затем другая.
Можно предложить подуть на что-то носом.
Vэтап.
Покачивание пальцами по одной и другой ноздре.
VI этап. Ввинчивающие движения пальцев по боковым
поверхностям носа.
После
поэтапного освоения всех движений дыхательную гимнастику можно проводить в комплексе.
Полное дыхание
Исходное
положение—лежа, ноги вместе, руки опущены, живот после выдоха втянут. Начинается медленный вдох через нос: вначале при этом медленно выпячивается живот, затем раздвигаются нижние
ребра и средняя часть грудной клетки, живот при этом
несколько втягивается внутрь, в конце вдоха
выпячивается грудь (вдох и выдох производим под контролем руки, которая расположена на животе). По окончании вдоха
начинается медленный выдох через нос: вначале воздух выходит из
нижних отделов легких (живот втягивается), затем сближаются нижние ребра и
сжимаются средние отделы грудной клетки, выдох заканчивается
освобождением от воздуха верхних отделов
легких, при этом грудь уплощена и живот втянут.
Между выдохом и вдохом делается пауза.
На эффективность упражнения, главным образом, влияет соотношение
продолжительности этих трех фаз — вдоха, выдоха и паузы. У начинающих это
соотношение будет равным. Следует, не форсируя усвоение жесткого
ритма, стараться максимально затягивать выдох. Пауза в начале
тренировки должна соответствовать половине
времени, затраченного на вдох. По мере тренировки следует придерживаться
следующего ритма дыхания: вдох на два счета, пауза на один счет, время выдоха на четыре счета. Затем постепенно время выдоха удлиняется до шести, а затем и до восьми
счетов. После усвоения этого режима дыхания можно переходить к
тренировке дыхания по предложенным ранее
упражнениям.
Сначала полное дыхание выполняется по
2—3 раза, по мере тренировки число повторов
увеличивается (однако при этом следует особое внимание
уделить чистоте и влажности воздуха в помещении). Через несколько недель число
повторов можно довести до 15—20. Гимнастика проводится при свободной полости
носа 2 раза в день.
Полное
дыхание с задержкой на вдохе
Стоя,
сидя, лежа. Вдох через нос на восемь ударов пульса, после
чего дыхание задерживается. Выдох производится, как только появится чувство напряжения или усталости. Выдох производится через нос
на восемь ударов пульса. По мере тренировки продолжительность задержки дыхания
на выдохе увеличивается. Для достижения успокоительного эффекта упражнение
повторяется три раза.
Противопоказание — гипертоническая
болезнь.
Упражнения,
обладающие укрепляющими восстанавливающим действием:
Сидя,
корпус выпрямлен.Указательный палец правой руки расположен в центре лба между бровями, большой и безымянный пальцы
при этом находятся по бокам ноздрей. После энергичного
выдоха зажать правую ноздрю большим пальцем,
медленно вдохнуть (по типу полного дыхания) через свободную левую ноздрю. По окончании вдоха дыхание
задерживается. После этого — медленный выдох через правую ноздрю
(левая закрыта пальцем) и сразу же после этого медленный вдох через
ту же ноздрю.
По окончании вдоха дыхание задерживается, затем воздух выдыхается
через правую ноздрю. Такова последовательность одного цикла.
Цикл повторить три раза.
Комментариев нет:
Отправить комментарий